Обзор рынка

Беспилотное такси Яндекса может быть запущено в феврале

По данным Ведомостей, проект постановления, регламентирующий запуск беспилотных такси в России, уже согласован в правительстве. Сейчас идет финальная доработка текста программы экспериментального правового режима, закончить которую планируется в январе 2022 г. Это означает, что беспилотное такси Яндекса (MCX:YNDX) может появиться на дорогах Москвы уже в феврале этого года.

В статье рассмотрим:

  • как выглядят и функционируют беспилотные такси Яндекса;
  • в каком формате будет действовать тестирование беспилотников и как можно будет поучаствовать в этом;
  • как мы оцениваем беспилотники в справедливой стоимости акций Яндекса.

Яндекс входит в ряд крупнейших мировых компаний по разработке самоуправляемых авто

По оценкам Morgan Stanley, Яндекс находится на третьем месте по количеству миль, которые машины проехали на дорогах общественного пользования. Лидером рынка является американская компания Waymo. По данным Morgan Stanley, Яндекс отстает от лидера по общему количеству пройденных миль на три года. Количество машин и сотрудников беспилотного направления Яндекса составляет четверть от базы машин и сотрудников Waymo.

Как выглядят и функционируют беспилотные такси Яндекса

Инженеры Яндекса занимаются разработкой беспилотных автомобилей с 2017 г. За это время компанией было создано специальное ПО (программное обеспечение) для управления беспилотным авто и сенсорами, с помощью которых возможно ориентирование машины на дороге. Камеры, лидары (световая система обнаружения и измерения дальности) и радары (радиотехническая система для обнаружения воздушных, морских и наземных объектов, а также для определения их дальности, скорости и геометрических параметров) сканируют пространство, и на основе полученной информации беспилотник ‘понимает’, что происходит вокруг, прогнозирует, как будет развиваться ситуация на дороге, и планирует движение.

Изначально компания формировала свой автопарк на базе гибридных Toyota (T:7203) Prius. Автомобиль выбирался так, чтобы удовлетворялись технические требования. Искали машины с системами помощи водителю (автопарковка и круиз-контроль), а также с упрощенным доступом к электронным системам машины.

В 2019 г. Яндекс также заключил партнерство для создания платформы для автономных автомобилей с производителем автомобильных компонентов Hyundai Mobis. Результатом сотрудничества в июне 2020 г. стал беспилотный автомобиль Яндекса нового поколения на базе Hyundai Sonata.

В Hyundai Mobis доработали электронные блоки управления автомобилем (ЭБУ), чтобы они учитывали задачи и особенности автономного вождения. Яндекс, в свою очередь, усовершенствовал сенсоры, которые в режиме реального времени собирают данные о дорожной обстановке.

На сайте Яндекса можно подробнее изучить, как выглядят беспилотные автомобили нового поколения и узнать об их функционале.
Рис. 1

До конца января правительством может быть принят экспериментальный правовой режим, что позволит запустить беспилотные такси

Важный этап на пути к развитию беспилотных такси в России — принятие экспериментального правового режима. Проект постановления, регламентирующий запуск беспилотных такси в России, был разработан после заявки Яндекса в 2021 г. По данным Ведомостей, он уже согласован в правительстве. Сейчас идет финальная доработка текста программы экспериментального правового режима, закончить которую планируется в январе 2022 г. Так как постановление начнет действовать с 20 рабочего дня после дня издания акта, беспилотное такси может начать работать в Москве уже в феврале этого года.

Беспилотные такси запустят на 18 улицах Москвы, территории «Сколково», в Иннополисе и центре «Сириус» в Краснодарском крае. В салоне должен будет сидеть водитель-испытатель. В «Сколково» и Иннополисе автомобили будут ездить самостоятельно без водителя-испытателя. На первом этапе предполагается, что самоуправляемые авто будут ездить по заранее определённым маршрутам по району Ясенево.

Предполагается, что цена поездки будет такой же, как в обычном такси. Заказать беспилотное такси можно будет через «Яндекс Go». При этом сначала Яндекс будет давать возможность протестировать услугу тем, кто подал заявку (компания получила более 10 тыс. заявок).

Принятие правового режима, в рамках которого можно будет тестировать беспилотное такси, более массово — это положительный момент для Яндекса, который является одним из первых разработчиков беспилотных авто в России. Постепенно в 2022-23 гг. компания сможет начать выходить на монетизацию своего экспериментального сегмента, что будет позитивно восприниматься инвесторами.

Учитываем оценку беспилотных такси в оценке акций Яндекса

Так как компания является одной из первых в сфере разработки беспилотных автомобилей, мы считаем, это должно учитываться в справедливой стоимости ее акций. В настоящий момент беспилотные автомобили на стадии тестирования.

Если тестирование пройдет успешно, в 2022-2023 г. на дорогах постепенно будут появляться первые самоуправляемые такси (как услуга, доступная для клиента).

В качестве предпосылки мы закладываем, что к 2030 г. Яндекс.Такси может осуществлять ~50% поездок с помощью беспилотников, чтобы это было интересно с точки зрения текущих капиталовложений. Пока что на этапе тестирования в СМИ говорится, что стоимость поездок будет такой же, как и в обычном такси. При этом на данном этапе в беспилотнике практически на всех локациях будет присутствовать инженер в качестве водителя. Мы не знаем, какой будет стоимость услуги, когда такси будет функционировать без водителя (который сейчас оплачивается), поэтому берем в качестве предпосылки модель конкурента Apollo.

По аналогии с планом по развитию беспилотных автомобилей Baidu (NASDAQ:BIDU) (Apollo в Китае), мы закладываем, что стоимость поездки на беспилотном такси будет в два раза дешевле, при этом компания будет получать более значительную комиссию от оборота ~50% (по нашим расчётам, сейчас Яндекс.Такси в среднем получает ~20%, остальное уходит таксопаркам и водителям).

При таких предпосылках, по нашей оценке, стоимость бизнеса беспилотных автомобилей Яндекса составляет ~ 127 млрд руб. (дисконтируем прогноз EBITDA 2030 г. и оцениваем через мультипликатор аналога Baidu 9,6x EV/EBITDA). Если учитывать, что Яндекс может использовать беспилотники для грузоперевозок, оценка будет еще выше.

Источник

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»